Мнения

О практической деятельности по обучению детей и подростков основам безопасности дорожного движения

Развитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Современная дорога – это объект повышенной опасности. Огромное количество жертв на дорогах вызывает все большую тревогу общества, поэтому растет понимание того, что ребенка следует как можно раньше учить грамотно, разумно и ответственно вести себя на улицах...

О практической деятельности по обучению детей и подростков основам

безопасности дорожного движения

Развитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Современная дорога – это объект повышенной опасности. Огромное количество жертв на дорогах вызывает все большую тревогу общества, поэтому растет понимание того, что ребенка следует как можно раньше учить грамотно, разумно и ответственно вести себя на улицах.

Сегодня школа – один из немногих социальных институтов, которые проходят все граждане нашей страны. Кроме того, она ярко высвечивает все наши общие проблемы : состояние семьи, нравственное и духовное неблагополучие, безнадзорность детей, проблемы здоровья и травматизма.

В 2006 г., после принятия Федеральной Целевой программы«Повышения безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 г.», работа в данном направлении охарактеризовалась резким скачком положительной динамики, т.к. получен новый инструмент консолидации усилий разных ведомств, нацеленный на комплексное решение задач предупреждения и профилактики дорожно-транспортного травматизма. В учреждениях образования появились новые пособия, учебники, наглядные материалы,проводятся различные уроки, соревнования, акции.

Однако, если мы обратимся к статистке за прошедшие месяцы 2011 г.,то обнаружим, что количество случаев дорожно-транспортного травматизма с участием детей, к сожалению, по-прежнему высоко.

Какой вывод из этих показателей можно сделать? Это прежде все то,что на настоящий момент, несмотря на усилия отдельных Министерств,ведомств и других организаций нет четко отлаженной системы работы,направленной на комплексное решение, данного вопроса, отсутствует механизм(алгоритм) сохранения жизни человека, начиная с детского возраста.

Изучение данного вопроса показало, что работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма должна быть направлена натри категории участников образовательного и воспитательного процессов:

- Родители

- Педагоги

- Дети

Первый, наиболее важный этап построения алгоритма – это, конечно,родители. Ведь именно они делают первые шаги в большой мир малыша.

Родители играют определяющую роль как в воспитании у детей культуры дорожного движения, так и прямого их обеспечения безопасности на дорогах. Порой от нехватки времени, а порой просто из-за невнимательности,они становятся виновниками происшествий, связанных с детьми. Сколько разв день мы видим маму, ждущую зеленого сигнала светофора, саму стоящую на тротуаре, расположив коляску на проезжей части или взрослых, бегущих с детьми среди транспортного потока?

А ведь дети учатся жить, прежде всего, у своих родителей.

Существует несколько методик работы с родителями:

- Тематические родительские собрания

- Выпуск специальной литературы(журналы, брошюры, листовки)

- Творческие мастерские (совместные проекты, поделки)

- Родительский лекторий (с приглашением сотрудников ГИБДД,медиков, психологов)

- Семейные праздники-соревнования «Школа безопасности» и др..

Создание безопасного образовательного пространства, является одной из главных задач современной школы одним из направлений которого,является обучение детей правилам дорожного движения, так как известно,что детям намного легче привить мотивы правильного поведения на дороге в транспорте, общественных местах и т.д. Наши дети, живущие в условиях мегаполиса должны не только знать правила дорожного движения, но и что самое главное быть психологически готовы к выходу на улицу самостоятельно, не бояться дорог, а быть уверенным в правильности своих действий.

В работе своей школы, основываясь на зарубежном опыте, мы выработали системный подход в формировании безопасного образовательного пространства в решении проблемы сохранения жизни из доровья ребенка, как инструмента эффективного предотвращения дорожно-транспортного травматизма а это:

- выявление проблемы

- выработка стратегии

- постановка цели

- отслеживание результатов

Первый период – дошкольный. Используя опыт Англии, в работе можно опираться на принцип ситуационного моделирования на уроках в помещении и на улице, что позволит сформировать внутренний идеальный план поведения ребенка этого возраста.

Так же в играх, дети активно используют атрибутику городских улиц –светофоры, дороги, машины, входят в различные роли, используют игровой материал. В этом им помогают педагоги и юные инспектора движения.

Обучение правилам безопасности дорожного движения,начинаясь в детском саду должно продолжаться, соблюдая преемственность,на всех ступенях школы.

Усвоение этих важных правил представляет собой отдельную дисциплину и требует определенных теоретических и практических знаний.

Эти знания и умения приобретаются в процессе анализа и усвоения информации, выполнения упражнений, которые отражают реальные жизненные ситуации. Таким образом, изучение правил безопасности дорожного движения вовлекает ученика в образовательный процесс,позволяя планировать, действовать и корректировать своё поведение в повседневной жизни.

Однако, очень важно продумать вопрос интеграции ПДД с другими школьными дисциплинами. Интеграция изучения правил безопасности с историей, географией, биологией, физическим воспитанием, дает возможность ученикам получать междисциплинарные знания.

Более того, это позволяют создавать ситуации для мотивированного обучения, в которых сочетаются теория и практика. У ребенка, а затем у подростка, действующего в качестве пешехода или велосипедиста,пассажира, автомобиля или общественного транспорта, формируются навыки соответственно правильного поведения, умение разбирать конкретные ситуации и делать правильный выбор, не подвергая себя и окружающих риску и опасности.

Следовательно, основными целями изучения правил дорожного движения и поведения на улице являются:

- снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей младшего школьного и среднего школьного возраста посредством повышения уровня знаний ими ПДД;

- формирование культуры общественного поведения;

- воспитание дисциплины и осознанного поведения на улицах города;

- развитие самоконтроля за выполнением изученного материала по ПБДД;

- формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка, как основы безопасности в условиях общения с дорогой и улицей;

- привлечение родителей к содействию и помощи в изучении детьми ПБДД.

Содержание обучения ПДД должно обеспечивать целостный, законченный характер проблемных знаний, умений и навыков.

Научно обоснованный и систематизированный подход к обучению основывается на следующих принципах:

- принцип стандартизации;

- принцип целостности в процессе построения содержания обучения;

- принцип преемственности обучения;

- принцип связи содержания с практикой;

- принцип дифференциации содержания ПДД;

- многоуровневости;

- наглядности;

- доступности.

Формы организации обучения школьников ПДД, естественно разные, но основной и наиболее приемлемой формой является урок, уроки по ПДД подразделяются на:

- информационные;

- проблемные;

- оперативные;

- наглядные.

Естественно, помимо уроков по ПДД, большими образовательными и воспитательными возможностями обладают внеклассные занятия, занятия в группе продленного дня.

Основными формами организации внеклассной работы по совершенствованию умений общения детей с дорогой, являются:

- конкурс рисунков;

- олимпиады по ПДД;

- конкурс агитбригад;

- праздник и утренники по ПДД;

- соревнования по фигурному вождению велосипеда;

- кружки ЮИД.

При организации учебного процесса и внеклассной работы по изучению ПДД можно руководствоваться программами «Дорожная азбука» и «Безопасное колесо».Работа по этим программам помогает преподавателям в полной мере реализовать систему знаний, умений и навыков в этой области. В рамках реализации этих программ, помимо обычных уроков, проводятся открытые уроки, мастер-классы, семинары, организуются праздники, конкурсы рисунков, выставки.

Однако отсутствие в школьном Учебном плане специально выделенного часа для работы по этому направлению накладывает серьезный отпечаток на результат.

Если в предыдущие годы, уроки по профилактике детского ДТТ можно было включать в область ОБЖ, которая являлась обязательной в Базисном учебном плане с 1 по 11 класс, то в последние годы, обязательное преподавание этого предмета оставлено только в 10-11 классах.Работа со средним возрастом веется наиболее активно Министерством образования и Департаментом ГИБДД. На этом этапе в школах успешно функционируют отряды ЮИД.

Это прежде всего разносторонность знаний (ПДД, медицина, эрудиция,активное участие в выступлениях агитбригад и др.) Отряды ЮИД взаимодействуют между собой, участвуют в слетах различного уровня, организуемых по всей России и между странами СНГ,соревнованиях «Безопасное колесо», посещают профильные смены в спортивно-оздоровительном лагере «Орленок».

А дальше, к сожалению, в работе с детьми, вышедшими из возраста ЮИД, наблюдается большой пробел. Молодежь в возрасте 16-лет и далее остается не у дел. А ведь именно этот возраст сопровождается формированием активной гражданской позиции, поиском путем самореализации, овладением навыками будущей профессии. Молодежь именно этого возраста - будущие политики, государственные деятели,сотрудники Госавтоинспекции, учителя, да и просто родители. Именно в этом возрасте возникает желание выделиться, "погонять" по улицам, почувствовать удовольствие от риска и , безусловно, здесь нужна целенаправленная, адресная работа, рассчитанная на интересы и потребности современной молодежи.

"Если вы не думаете о будущем, то у вас его и не будет", - говорил Голсуорси, и, конечно, присоединяясь к эти словам, мне бы хотелось обратить внимание на то, что нам сейчас необходимо сконцентрировать усилия Межведомственного взаимодействия и Новой Программы"Повышения безопасности дорожного движения в 2012-2018 гг" не только на обеспечение безопасности на дорогах России, но на воспитание гражданской позиции молодого человека, несущего ответственность как за свою жизнь,так и за жизнь и безопасность окружающих людей.


Возврат к списку